Должен ли трейдер платить налоги в Украине

Налоговый кодекс Украины (далее НКУ) вступил в действие с 1 января 2011г. С этого момента став основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые взимаются в Украине и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц, во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. По крайней мере, так нам говорит п. 1.1. ст. 1 НКУ. Однако, если мы говорим о трейдерской деятельности, то нужно признать тот факт, что здесь в действующем Налоговом кодексе существуют пробелы. Давайте попробуем разобраться!

На сегодняшний день в отечественном законодательстве нет четкой правовой формулировки о том, что такое трейдинг и трейдерская деятельность в принципе, тем более нет отдельного нормативно-правового акта, который эту деятельность регулировал бы. Так, не смотря на то, что трейдинг как таковой существует в Украине уже не один год, всего лишь 08 сентября 2017г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект под № 3672-д «О деятельности форекс-компаний», однако ещё не известно, получит ли данный проект силу закона. Но так как общим признаком трейдинга является то, что эта деятельность, состоящая в проведения финансовых спекуляций на бирже, конечной целью которой является получение прибыли, а также высокая рисковость и непредсказуемость спекулятивной торговли говорит нам о том, что трейдерская деятельность имеет признаки предпринимательской деятельности. Поэтому мы должны абстрагироваться исходя из этого.

Ч. 1 ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины гласит, что предпринимательская деятельность (предпринимательство) – самостоятельная, инициативная, систематическая, на свой риск деятельность осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Статья 162 НКУ устанавливает, что плательщиками налогов являются физические лица,  которые получили свои доходы как из источника расположенного в Украине, так и из источника, расположенного в иностранном государстве.  П. 2. ч. 2. ст. 55 Хозяйственного кодекса Украины относит к субъектам хозяйствования граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели.

Согласно Постановлению Правления Национального Банка Украины от 03 августа 2012г., № 327, правом предоставления услуг по арбитражным сделкам с валютами и банковскими металлами на условиях маржинальной торговли обладают исключительно банки. Таким образом, наш законодатель четко определил круг лиц, имеющих право предоставлять возможность и условия для торговли на валютных рынках. Императивный характер Постановления № 327 полностью исключает возможность осуществления данных операций юридически и физическими лицами, не могущими выступать в качестве дилинговых центров. В свою очередь, те украинские банки, которые имеют необходимую лицензию на эти услуги, выдаваемую НБУ, относятся к налоговым агентам (ст. 18 НКУ). Они самостоятельно уплачивают налоги, снимая с трейдера налоговое бремя. При этом, во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами, простому украинскому трейдеру следует помнить о том, что в договоре, заключаемом с банком должен быть чётко прописан пункт, указывающий на обязательства банка выступать налоговым агентом. Если же такой пункт в договоре не прописан, то возможны придирки со стороны фискальных органов.

История биржевой торговли на валютных рынках в Украине еще достаточно молода, первая возможность торговли на рынке форекс у нас появилась в конце 90-х. Что касается рынка бинарных опционов, то этот торговый инструмент сам по себе известен в мире относительно недавно. Широкое появление брокерских компаний на рынке бинарных опционов можно увязывать с распространением высокочастотного трейдинга после финансового кризиса 2008г.   В Украине по состоянию на 2017г. услуги по торговле бинарными опционами (торговые площадки и т.п.) украинскими банками не предоставляются, а дилинговые центры в силу Постановления № 327 у нас отсутствует. Исходя из этого, простой украинский трейдер приходящий на рынок бинарных опционов будет вынужден открывать торговый счёт у иностранного брокера. Открывая торговый счёт на платформе, трейдер подписывает электронный договор, тем самым соглашаясь с офертой,  и потому уплачивать налоги должен самостоятельно (ст. 162, п.п. 168.2.1 п. 168.2 ст. 168 и п.п. 170.11.1 п. 170.11 ст. 170 НКУ), поскольку иностранные форекс компании, а также иностранные компании,  предоставляющие возможность торговли бинарными опционами не могут выступать налоговыми агентами, и юридическая сила украинского законодательства в этой сфере на них не распространяется.

Правда здесь есть один нюанс, состоящий в том, что по законодательству нашей страны налогообложению подлежит не вся торговая прибыль от трейдинга, а лишь только та её часть, которая выводится трейдером на его платёжную систему, указанную при регистрации и использованную при пополнении торгового счета. Налогообложение выводимой трейдером прибыли производится исходя из общепринятой согласно п. 167.1, ст. 167 НКУ ставки 18%, опять же в силу отсутствия нормативно-правовой базы, касающейся специфики торговли на финансовых рынках. Фактически же, и эти 18% никто не платит, особенно в том случае, если для ввода/вывода денежных средств используются кошельки электронных денег, а суммы вывода не превышают 1 000$ в месяц. Кроме того, согласно законодательству Украины о банках и банковской деятельности, финансовая информация о счетах физических лиц является банковской тайной, и не может быть просто так передана в налоговую службу без наличия на то законных оснований, которые ещё нужно обосновать. Исходя из этого, по факту если трейдер не оперирует крупными суммами, то вопрос оплаты налогов является лишь делом его совести!